Алгоритм постановки знаков препинания при однородных членах приложения

Алгоритм постановки знаков препинания при однородных членах приложения

Алгоритм постановки знаков препинания при однородных членах приложения:

1. Можно ли между определениями вставить союз «И»?
Да Нет
Определения однородны, между ними следует поставить запятую 2. Поясняет, уточняет ли второе (неоднородное) определение содержание первого?
Да Нет
Запятая между определениями ставится

Запятая между определениями не ставится

Например: «На клумбе росли прекрасные алые розы». Между определениями нельзя вставить союз «И», и второе определение не поясняет первого, поэтому запятая между ними не ставится. Сравните: «Этот нож затуплен. Дайте мне другой, острый нож». Второе определение поясняет, уточняет первое. Запятую надо ставить. Надо ставить её и в таком предложении: «Тихая, задумчивая река медленно катила свои воды», где определения однородны и между ними можно вставить союз «И».

 

Светлица Бульбы

Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намёки остались только в песнях да в народных думах (…). Всё было чисто, вымазано цветной глиной. На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороха, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми, тусклыми стёклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах (…). На полках по углам стояли кувшины, бутылки и фляжки зелёного и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями через третьи и четвёртые руки (…). Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу, широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пёстрыми изразцами, — всё это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время.

Н. Гоголь «Тарас Бульба». (137 cл.)

 

1

Уже в первый год нашей жизни в Краснодоне мы начали приводить в порядок наш двор. Весной мы выходили копать цветочные клумбы и грядки для огорода. Олег с дядей Николаем посадили фруктовые деревья, кусты сирени и роз. Олег любил труд и приятную усталость от него. Он копал ямы, разрыхлял землю, удобрял её навозом. Пот градом катился у него по лицу, но он весело шутил с дядей, мечтал о будущем урожае, о первом яблоке на дереве.

Никогда не лень было ему работать в Саду и в огороде. Он помогал нам рассаживать на клумбах цветы, а на грядках — капусту и помидоры.

На нашем огороде росли и огурцы, и редис, и лук, и помидоры, и картофель, а над оградой высились золотые головки подсолнухов.

Е. Кошевая «Воспоминания». (120 слов)

 

Слово о Волге

О, как ты сердцу дорога,

текущая сквозь годы!

Возвышенные берега.

Взволнованные воды.

Величие твоих трудов —

судьбы твоей основа.

Бессмертье старых городов.

И вдохновенье новых.

И сквозь столетья —

светлый путь.

И ярость грозных споров.

И гибель тех, кто посягнуть посмел

на синь просторов.

И тишина. И гул работ.

И песня вдаль идущих.

И синих плёсов поворот

к сиянью дней грядущих.

Вольна, безбрежно широка,

несёшь бессонно грузы,

как бы в грядущие века

распахивая шлюзы.

Яков Белинский (71 слов)

 

Родине

Спасибо тебе за моря и за сушу,

За воздух кристальный, за солнечный снег.

За то, что любовью наполнила душу

И сердце моё полонила навек.

В счастливом единстве

с землёю огромной —

И радость моя, и моё торжество.

Спасибо, что я

прихожусь тебе кровной:

Меня возвышает такое родство.

Светло и отрадно от шири открытой!

Равнины, тайга и седой океан.

И алой звездою над нашей орбитой —

Мой путь предначертан и день осиян.

Спасибо за подлинность

счастья земного.

За всё, что исполнилось,

что впереди.

И тысячи раз повторённое слово

Опять и опять созревает в груди.

Людмила Щипахина

(88 слов)

 

2

Дорожки сада были усыпаны ровным крупным гравием, хрустевшим под ногами, а с боков обставлены большими розовыми раковинами. На клумбах, над пёстрым ковром из разноцветных трав, возвышались диковинные цветы, от которых сладко благоухал воздух. В водоёмах журчала и плескалась прозрачная вода; из красивых ваз, висевших в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения, а перед домом, на мраморных столбах, стояли два блестящих зеркальных шара, в которых странствующая труппа отразилась вверх ногами, в смешном, изогнутом и растянутом виде.

Перед балконом была большая утоптанная площадка. Сергей расстелил на ней свой коврик, а дедушка, установив шарманку на палке, уже приготовился вертеть ручку, как вдруг неожиданное и странное зрелище привлекло их внимание.

На террасу из внутренних комнат выскочил, издавая пронзительные крики, мальчик лет восьми или десяти. Он был в лёгком матросском костюмчике, с обнажёнными руками и голыми, коленками. Белокурые волосы, все в крупных локонах, растрепались у него небрежно по плечам. Следом за мальчиком выбежало ещё шесть человек: две женщины в фартуках; старый толстый лакей во фраке, без усов и без бороды, но с длинными седыми бакенбардами; сухопарая, рыжая, красноволосая девица в синем клетчатом платье; молодая, болезненного вида, но очень красивая дама в кружевном голубом капоте и, наконец, толстый лысый господин в чесучовой паре и в золотых очках. Все они были сильно встревожены, махали руками, говорили громко и даже толкали друг друга. Сразу можно было догадаться, что причиной их беспокойства является мальчик в матросском костюме, так внезапно вылетевший на террасу.

А. И. Куприн «Белый пудель».

(228 слов)

 

3

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна.

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она — рабыня и царица,

Она — работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Н. Заболоцкий

(83 слов)

 

4

У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябинка с тугими жёлтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках. Нагретый воздух над цветами «мрел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчёлы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки. А ещё дальше высокой стеной вздымался боярышник и шиповник. Ветки их так переплелись, что казалось, будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалём цветы боярышника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте. Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами — нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролёт, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков.

К. Паустовский «Во глубине России».

(132 слов)

 

5

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные жёлтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море и прямо против меня фигуру Макара Чудры, старого цыгана, — он сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас.

… Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня- думка. Это пела красавица Нонка, дочь Макара. Я узнал её голос густого грудного тембра, всегда как-то странно, недовольно и требовательно звучавший… На её смуглом, матовом лице замерла надменность царицы, а в подёрнутых какой-то тенью темно-карих глазах сверкало сознание неотразимости её красоты и презрение ко всему, что не она сама.

М. Горький «Макар Чудра».

(126 слов)

 

6

1. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка. 2. Небольшая ночная птица (…) почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. 3. Я (…) остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую желто-пегую собаку. 4. Я отчаянно устремился вперёд (…), обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине; (…) на дне её торчало стоймя несколько больших белых камней. 5. Две большие, белые, лохматые собаки с злобным лаем бросились на меня. 6. Детские звонкие голоса раздавались вокруг огней. 7. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле. 8. Тёмное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи.

И. Тургенев «Бежин луг».

(108 слов)

 

7

Они давно уже вышли через калитку из пределов Учхоза и теперь брели по каким-то межам среди каких-то пашен к чернеющему институтcкому парку, заходили ему в тыл. Елена Владимировна шла впереди, иногда оборачивалась к нему и предлагала очередную ботаническую загадку, и он, роняя удивляющие её безошибочные ответы, любовался ею, её особенной женской мощью, которая так и заявляла о себе. Это была маленькая весёлая недоступная крепость. Лишь взглянув на эту девушку в очках, мужчина должен был отступить, угадав в её натуре требования, соответствовать которым в состоянии далеко не всякий. Она все время двигалась в чуть заметном танце, в безоблачной меняющейся игре, и её пальцы й все прекрасные узости фигуры в сером подпоясанном халатике непрерывно писали тексты, читать которые дано не каждому. Он ещё вчера, с первых же минут навсегда отказался говорить ей безответственные приятности, которые, как цветы, принято подносить женщинам. Строжайшее предупреждение на этот счёт прочитал он в её сдвинутых чёрных бровях. В них и была вся сила. И сегодня эти брови хоть и разошлись, но всё время были готовы к жестокой расправе.

М. Дудинцев «Белые одежды».

(110 слов)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.