Диктанты «Литература и природа»

Литературе всегда самой близкой стороной жизни были страдания людей, трагедия их существования на земле. На мой взгляд, и культура-то возникла именно тогда, когда людьми была осознана их собственная трагедия.

Источником трагедий всегда являлись отношения между людьми – личностные, столь сильно выраженные Шекспиром, а в русской литературе Достоевским, общественные; тут, может быть несколько неожиданно, я назвал бы Платонова, но вот в конце XX века выявилась совершенно другая сфера и причина глобальной трагедии – в отношениях между человеком и природой. И новизна, неожиданность этой трагедийности застала литературу врасплох, совершенно не подготовленной к ее новой роли. Литература все еще не восприняла «проблему природы» как безусловно главную проблему современного мира.

Мы все понимаем, что человек вот уже многие века относится к природе как анархист и настолько корыстно, что даже не замечает тот критический момент, когда какой-либо природный ресурс уже использован им до предела, момент, крайне опасный для жизни. Мы знаем, что еще великий мыслитель Солон предупреждал, что человек может погибнуть, превращая цветущие нивы в пустыни, но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, мы так и не вняли этому предупреждению.

Гомер так или иначе, но всегда выяснял межчеловеческие отношения, и это наше любимейшее занятие, выяснять же отношения между человечеством и природой, человечеством и всем остальным миром – нет, к этой проблеме мы всегда относились бесстрастно, с прохладцей. Гомера да, мы почитаем, но Солон нам нипочем. А когда апокалиптическое мышление присвоила себе религия, литература вздохнула свободнее и радостнее, ей гораздо приятнее быть и земной и светской, но вот эта радость и светскость обернулись совсем другой стороной. Чего, собственно, и следовало ожидать.

Время же делало свое дело – оно шло и расставляло все наши деяния в совершенно определенном порядке – за и против жизни, иначе говоря, время придавало всему тому, что мы называем актуальностью, истинный смысл в проблеме «быть или не быть».

С. Залыгин «Литература и природа».

(274 слова)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.