Алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым:
1. Выражено ли сказуемое именительным падежом существительного (без связки) или неопределённой формой глагола (при подлежащем — именительном падеже существительного)?
Да | Нет | |
Ставится тире (тире не ставится, если сказуемое присоединяется союзом «как» или при нём имеется частица «не») | Выражено ли сказуемое именительным падежом существительного или неопределённой формой глагола (при подлежащем — неопределенной форме глагола)? | |
Да | Нет | |
Ставится тире | Тире не ставится |
Например: «Моя мечта — побывать на море». Сказуемое выражено неопределённой формой глагола без связки, и поэтому между подлежащим и сказуемым ставится тире. Другой пример: «Берег реки — это любимое место отдыха горожан» соответствует ответу «Да» на первый вопрос. Ср. «Курить — наносить вред своему здоровью» соответствует ответу «Да» на второй вопрос. В предложении: «Спорт не забава» тире не ставится, так как налицо частица «не».
1
Культура есть такой текст, отправителем и получателем которого является само человечество, и потому — домашнее дело людей, братский совет народов и поколений.
То, чем культура является для человечества, тем культурология является для культуры способом самопознания и саморегуляции. Это не просто наука о культуре, но передний край её саморазвития. Науки о культуре тем и отличаются от наук о природе, что составляют часть того, что изучают. Физика и биология не являются частями природы, а филология и психология являются частями культуры. Культурология — тоже часть культуры, но такая, которая в своём теоретическом измерении охватывает её как целое. В широком смысле культурология — это вся культура, только в аспекте её сознания о себе.
Что касается соотношения культуры и общества, то здесь долгое время допускался неоправданный крен в одну сторону. Культура рассматривалась как продукт общества на определённой стадии его развития, то есть как нечто вторичное и зависимое. При этом изучение культуры включалось в обществоведческие рамки, культурология подменялась социологией.
Социум объединяет всех живущих людей в их совместной деятельности и ролевых взаимосвязях. Культура же включает и то предметное, что создано предыдущими поколениями.
Социум — лишь один из горизонтальных срезов культуры, которая пронизывает все исторические миры, как непрерывная миграция текстов и смыслов: из страны в страну, из поколения в поколение.
М. Эпштейн «Говорить на языке всех культур».
(182 слов)
2
Верблюд — верный помощник человека. Это — основное мясное и молочное животное пустыни. На нём пахали землю, использовали при молотьбе, он вытаскивал громадные бадьи с водой из глубоких колодцев. Тысячелетия верблюд был незаменимым транспортным средством. Лишь совсем недавно его вытеснили автомобили, самолёты и другая техника.
Грузоподъёмность верблюда завидная: он может нести примерно половину собственного веса. Рекордисты — столько же, сколько весят сами, — более 700 килограммов. Верблюд не только могуч, но и лёгок на ногу. Он достигает скорости более двадцати километров в час.
Верблюд — иноходец, его шаг отрегулирован так, что он одновременно выносит вперёд конечности, расположенные по одну сторону тела. Такая ходьба и позволяет ему поддерживать постоянную скорость на больших расстояниях — до 80-90 километров в день.
Это животное прекрасно приспособлено к жизни в пустынях и степях. Густая шерсть надежно защищает от ночных холодов и полуденного зноя. Верблюд нетребователен к пище, порой на пастбищах трудно найти что-либо, кроме колючек и солянок, но они-то и составляют основу его питания.
Был произведён такой подсчет: на одном из участков пустыни было выявлено 290 видов обитающих там растений. Из них верблюд употребляет 161 вид (сочные, нежные растения съедает полностью, у грубых — листья и верхушки), крупный рогатый скот — 68.
По нескольку дней верблюд может не пить, а это в условиях безводья немаловажно. Спокойно пасется или шагает с грузом по раскалённому, пышущему жаром песчаному бархану, практически не утопая в сыпучем песке. Его раздвоенные копыта очень широки, ступни же защищены эластичной мозолистой подушкой. По этому признаку верблюдов и лам — жителей высокогорий Южной Америки — зоологи объединили в один отряд — мозоленогие.
И. Константинов «Щедрый житель пустыни».
(180 слов)
3
Итак, выходит, что Кемские курганы — обычный славянский некрополь, находящийся в необычном культурном и географическом окружении? — спросит читатель. Нет, не обычный. Кемские курганы преподнесли нам гораздо больше неожиданностей, чем можно было первоначально предполагать. С неожиданностью мы столкнулись уже при расчистке первого погребения: в могиле лежал меч. Меч — редкая находка в древнерусских курганах вообще и в деревенских курганах в особенности. Большинство находок мечей концентрируется вокруг крупных государственных центров Руси. Нечасто встречается в деревенских курганах и другое оружие. Тут же из 15 мужских погребений 7 содержали предметы вооружения. Интересен маленький боевой топорик, украшенный серебряной инкрустацией. Подобных топориков от ХI-ХII веков известно не более десятка. Считается, что они изготовлены прибалтийскими оружейниками. Топорик, так же как и меч, мог принадлежать только профессиональному воину. Значит, по крайней мере часть мужчин, погребённых в Кемских курганах, не охотники-промысловики.
Другая неожиданность — серебряные монеты. Все 24 монеты, найденные в погребениях, чеканены в Западной Европе. Удивителен не сам факт, присутствия монет в погребениях (у славян, как и у многих других народов, существовало представление, что умерший должен оплатить свой переход в загробный мир, выкупив себе землю).
Н. Макаров «Несколько страниц северной Одиссеи».
(157 слов)