Сказуемое

Алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым:

1. Выражено ли сказуемое именительным падежом существительного (без связки) или неопределённой формой глагола (при подлежащем — именительном падеже существительного)?

Да Нет
Ставится тире (тире не ставится, если сказуемое присоединяется союзом «как» или при нём имеется частица «не») Выражено ли сказуемое именительным падежом существительного или неопределённой формой глагола (при подлежащем — неопределенной форме глагола)?
Да Нет
Ставится тире Тире не ставится

Например: «Моя мечта — побывать на море». Сказуемое выражено неопределённой формой глагола без связки, и поэтому между подлежащим и сказуемым ставится тире. Другой пример: «Берег реки — это любимое место отдыха горожан» соответствует ответу «Да» на первый вопрос. Ср. «Курить — наносить вред своему здоровью» соответствует ответу «Да» на второй вопрос. В предложении: «Спорт не забава» тире не ставится, так как налицо частица «не».

 

1

Культура есть такой текст, отправителем и получателем которого является само человечество, и потому — домашнее дело людей, братский совет народов и поколений.

То, чем культура является для человечества, тем культурология является для культуры  способом самопознания и саморегуляции. Это не просто наука о культуре, но передний край её саморазвития. Науки о культуре тем и отличаются от наук о природе, что составляют часть того, что изучают. Физика и биология не являются частями природы, а филология и психология являются частями культуры. Культурология — тоже часть культуры, но такая, которая в своём теоретическом измерении охватывает её как целое. В широком смысле культурология — это вся культура, только в аспекте её сознания о себе.

Что касается соотношения культуры и общества, то здесь долгое время допускался неоправданный крен в одну сторону. Культура рассматривалась как продукт общества на определённой стадии его развития, то есть как нечто вторичное и зависимое. При этом изучение культуры включалось в обществоведческие рамки, культурология подменялась социологией.

Социум объединяет всех живущих людей в их совместной деятельности и ролевых взаимосвязях. Культура же включает и то предметное, что создано предыдущими поколениями.

Социум — лишь один из горизонтальных срезов культуры, которая пронизывает все исторические миры, как непрерывная миграция текстов и смыслов: из страны в страну, из поколения в поколение.

М. Эпштейн «Говорить на языке всех культур».

(182 слов)

 

2

Верблюд — верный помощник человека. Это — основное мясное и молочное животное пустыни. На нём пахали землю, использовали при молотьбе, он вытаскивал громадные бадьи с водой из глубоких колодцев. Тысячелетия верблюд был незаменимым транспортным средством. Лишь совсем недавно его вытеснили автомобили, самолёты и другая техника.

Грузоподъёмность верблюда завидная: он может нести примерно половину собственного веса. Рекордисты — столько же, сколько весят сами, — более 700 килограммов. Верблюд не только могуч, но и лёгок на ногу. Он достигает скорости более двадцати километров в час.

Верблюд — иноходец, его шаг отрегулирован так, что он одновременно выносит вперёд конечности, расположенные по одну сторону тела. Такая ходьба и позволяет ему поддерживать постоянную скорость на больших расстояниях — до 80-90 километров в день.

Это животное прекрасно приспособлено к жизни в пустынях и степях. Густая шерсть надежно защищает от ночных холодов и полуденного зноя. Верблюд нетребователен к пище, порой на пастбищах трудно найти что-либо, кроме колючек и солянок, но они-то и составляют основу его питания.

Был произведён такой подсчет: на одном из участков пустыни было выявлено 290 видов обитающих там растений. Из них верблюд употребляет 161 вид (сочные, нежные растения съедает полностью, у грубых — листья и верхушки), крупный рогатый скот — 68.

По нескольку дней верблюд может не пить, а это в условиях безводья немаловажно. Спокойно пасется или шагает с грузом по раскалённому, пышущему жаром песчаному бархану, практически не утопая в сыпучем песке. Его раздвоенные копыта очень широки, ступни же защищены эластичной мозолистой подушкой. По этому признаку верблюдов и лам — жителей высокогорий Южной Америки — зоологи объединили в один отряд — мозоленогие.

И. Константинов «Щедрый житель пустыни».

(180 слов)

 

3

Итак, выходит, что Кемские курганы — обычный славянский некрополь, находящийся в необычном культурном и географическом окружении? — спросит читатель. Нет, не обычный. Кемские курганы преподнесли нам гораздо больше неожиданностей, чем можно было первоначально предполагать. С неожиданностью мы столкнулись уже при расчистке первого погребения: в могиле лежал меч. Меч — редкая находка в древнерусских курганах вообще и в деревенских курганах в особенности. Большинство находок мечей концентрируется вокруг крупных государственных центров Руси. Нечасто встречается в деревенских курганах и другое оружие. Тут же из 15 мужских погребений 7 содержали предметы вооружения. Интересен маленький боевой топорик, украшенный серебряной инкрустацией. Подобных топориков от ХI-ХII веков известно не более десятка. Считается, что они изготовлены прибалтийскими оружейниками. Топорик, так же как и меч, мог принадлежать только профессиональному воину. Значит, по крайней мере часть мужчин, погребённых в Кемских курганах, не охотники-промысловики.

Другая неожиданность — серебряные монеты. Все 24 монеты, найденные в погребениях, чеканены в Западной Европе. Удивителен не сам факт, присутствия монет в погребениях (у славян, как и у многих других народов, существовало представление, что умерший должен оплатить свой переход в загробный мир, выкупив себе землю).

Н. Макаров «Несколько страниц северной Одиссеи».

(157 слов)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.