Повторение пунктуации в сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных сложных предложениях — (Окончание статьи)

Повторение пунктуации в сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных сложных предложениях — (Окончание статьи)

ОХОТА НА ГОРНОГО КОЗЛА

Старый хакас научил мальчика устраивать солонцы для горных козлов. Павлику было четырнадцать лет, когда он сам насыпал соли на голую землю и начал ждать первого дождя, который смоет следы человека и растворит соль.

После сильного ночного ливня мальчик и старик засели в скрадку, недалеко от солонца. Скрадок было две. В зависимости от направления ветра надо было переползать то в одну, то в другую. Ветер должен идти от зверя к человеку, и если ветер менялся, человек тоже менял убежище. Их донимали комары, но закурить трубку, чтобы отогнать их дымом, Ион не мог: лесные животные издали чуют табачный дым. (…)

Неожиданно козел вышел из чащи. Он долго стоял неподвижно (…) и «вслушивался». (…) Ему казалось, что опасаться нечего.

Он начал лизать соль, увлекся, перестал поднимать голову и слушать. Павлик (…) выстрелил, но в ту же секунду прозвучал и выстрел Иона. Старик уверял, что козла убил Павел, но торжество мальчика было неполным: втайне он не был уверен, что именно его пуля сразила козла.

М. Поступальская.

* * *

СКОРОСТНЫМИ МЕТОДАМИ

Станок весь трепетал, как будто чувствовал смертельную боль от перенапряжения всех своих сил. Лицо Бориса секла горячая металлическая пыль, но он не переставал следить за работой резца и зажатой в центрах заготовкой шестеренки. Иногда ему казалось, что заготовка вот-вот вырвется из центров и размозжит ему голову.

Но станок не вибрировал, прочно стоял на месте. Заготовка вращалась с такой быстротой, что порой невозможно было уследить за ее движением. А раскаленная стружка так стремительно сбегала с резца, как будто сматывалась с катушки. Были такие минуты, когда Борис терял самообладание и рука его невольно тянулась к рычагу, чтобы выключить мотор, прекратить это жестокое томление, а может быть, и предотвратить катастрофу. Но, превозмогая страх, он задерживал руку, и мотор продолжал гудеть. Резец снимал непривычную для глаза раскаленную докрасна стружку. (124 слова.)

По И. Никитину.

* * *

В ИЗБУШКЕ СТОРОЖА.

Утром (…) сторож захватил с собой мешок, ружье, собаку, стал на лыжи и ушел в лес. Теперь хозяйничать надо было самим (Чуку, Геку и их матери).

Втроем ходили они за водой. За пригорком из отвесной скалы среди снега бил ключ. От воды, как из чайника, шел густой пар, но когда Чук подставил под струю палец, то оказалось, что вода холодней самого мороза.

Потом они таскали дрова. Русскую печь мать топить не умела, и поэтому дрова долго не разгорались. Но зато когда разгорелись, то пламя запылало так жарко, что толстый лед на окне у противоположной стенки быстро растаял. И теперь через стекло видна была и вся опушка с деревьями, по которым скакали сороки, и скалистые вершины Синих гор. (…)

После обеда они все втроем вышли гулять.

Чук уговаривал мать, чтобы она взяла с собой ружье или хотя бы ружейные патроны. Но мать ружья не взяла. (137 слов.)

А. Гайдар.

* * *

ЗИМА

Безбрежна, как море, снежная ширь полей. Миллионы крохотных радуг играют на ней солнечным утром; золотые, зеленые, голубоватые искры вспыхивают на снегу. До чего хорошо такое бриллиантовое утро! До чего же хороша наша снежная, пышная, величавая русская зима!

Пой, метелица, пой! Летите, снежинки! Пышным ковром устилайте землю!

Под теплой снежной шубой не замерзнут посеянные в землю семена; весной талая вода досыта напоит землю — богатый уродится урожай.

Но и зимой жизнь не замирает в лесу. Посмотри, сколько черточек, ямок, отпечатков звериных лап на снегу! Научись читать книгу следов. И тогда тебе станут понятны все лесные события; ты узнаешь, где обедала белка, куда пробежал на лыжах заяц-беляк.

Как это так «на лыжах»? А вот как послушай. К зиме на лапах у займа вырастает такая густая и длинная шерсть, что лапа становится пушистой, становится больше, шире, чем была летом, и заяц бегает, как на лыжах, не проваливаясь в снег, (146 слов.)

По Н, Надеждиной.

* * *

МЫСЛИ О БУДУЩЕМ

Таково уж свойство человека, что он живет и работает с постоянными мыслями о будущем. Требовательное воображение одну за другой создает картины будущего, их хочется видеть каждому. Особенно острая необходимость представить себе обстановку, в которой придется трудиться, хорошо понятна людям, призванным заниматься исследованием удаленных и труднодоступных областей. Здесь воображение начинает свою работу задолго до того, как нога самого исследователя коснется земли, которую предстоит изучить.

Часто воображение сулит человеку радости, но нередко пугает или сообщает чувство досады или преждевременной неудовлетворенности. Работа воображения бывает особенно напряженной, когда на горизонте проступают дали, о которых исследователь может сказать: «Они мои». Что он увидит здесь? Как сможет разобраться в том, что увидит? Какие его ожидают трудности и как он будет одолевать их? Что нового даст его работа?

Человек, который много путешествовал, умеет сдерживать свои мечтания. Это необходимо, чтобы не дать зародиться чувству разочарования, если хоть немного будут обмануты ожи-дания.

С. Воскресенский.

* * *

ПИОНЕРАМ И ШКОЛЬНИКАМ, ЮНЫМ МИЧУРИНЦАМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Дорогие друзья! (…) Советские люди не ждут милости от природы, а стараются взять от нее все, что она может дать, они преобразуют землю для того, чтобы еще счастливее жилось на ней трудящемуся человеку.

Сдельно уже много. Ваши отцы и матери, старшие братья и сестры создали плодородные поля и цветущие сады там, где их никогда не было, проложили каналы в безводных пустынях, заставили служить себе гигантские реки, продвинули далеко на север земледелие. Сейчас они трудятся над тем, чтобы круто поднять все отрасли сельского хозяйства, выполнить задания XX съезда Коммунистической партии по увеличению производства сельскохозяйственных продуктов.

Вашему поколению выпадает счастливая доля продолжать дело отцов и братьев, матерей и сестер по обновлению земли,, по использованию неисчислимых богатств нашей природы. (…)

Многие пионеры и школьники мечтают о больших открыттиях, о больших делах, о том, чтобы стать такими, как Мичурин. Это хорошо. Мечта помогает преодолевать трудности,, быстрее добиваться намеченной цели. Но надо крепко запомнить, что без знания и без умения работать нельзя стать преобразователем природы. (159 слов.)

* * *

Я узнал наконец, куда я зашел. Этот луг славится в наших: околотках под названием Бежина луга… Но вернуться домой не было никакой возможности, особенно в ночную пору; ноги подкашивались подо мной от усталости. Я решился подойти к огонькам и, в обществе тех людей, которых принял за гуртовщиков, дождаться зари. Я благополучно спустился вниз, но не успел выпустить из рук последнюю, ухваченную мной ветку, как вдруг две большие, белые, лохматые собаки с злобным лаем бросились на меня. Детские звонкие голоса раздались вокруг огней, два-три мальчика быстро поднялись с земли. Я откликнулся на их вопросительные крики. Они подбежали ко мне, отозвали тотчас собак, которых особенно поразило появление моей Дианки, и я подошел к ним.

Это были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. (123 слова.)

По И. Тургеневу.

* * *

КРАСНЫЕ ФЛАГИ

На здании школы имени Ворошилова развевался на ветру красный флаг. Ветер то натягивал его с такой силой, что он весь вытягивался в трепещущий прямоугольник, то чуть отпускал его, и тогда он ниспадал складками и края его завивались, и развивались.

Красный флаг еще больших размеров развевался на здании «бешеного барина». Большая группа немецких солдат и несколько человек в штатском стояли у дома у приставной деревянной лестницы и смотрели на флаг. Двое солдат стояли на самой лестнице, один в том месте, где она опиралась на крышу, другой чуть пониже, и то поглядывали на флаг, то переговаривались со стоявшими внизу. (…)

Народ со всех концов города стекался смотреть на флаги (…) Жандармы и полицейские сбились с ног, разгоняя народ,, но никто из них не решился снять флаги: у подножия каждого флага прикреплен был кусок белой материи с черной надписью: «Заминировано». (…) И на чердаке действительно лежала мина? под стрехой, она даже не была замаскирована, (…)

Во втором часу дня прибывшие из Ворошиловграда минера разрядили мину на чердаке школы, а во всех остальных местах мин обнаружено не было, (119 слов.)

По А. Фадееву.

* * *

СОБЕРЕМ ОДИННАДЦАТЬ МИЛЛИАРДОВ

В богатом хозяйстве, где поля урожайны, где большие стада и высок доход, люди не только добросовестно работают, но и могут хорошо отдохнуть. В селе Татарская Каргала Чкаловской области колхозники открыли свой дом отдыха. Все, кто усердно трудится, получают здесь оплаченный отпуск. На это выделяется 400 тысяч рублей.

Когда мы создадим в стране обилие зерна, когда каждое хозяйство станет таким же богатым, то колхозный дом отдыха можно будет встретить в любом селе.

Одиннадцать миллиардов пудов зерна! Одно дело сказать, чтобы у нас было столько хлеба, а другое дело — собрать так много зерна, вырастить его. Можем ли мы это сделать? Да, можем.

У нас есть для этого земля, есть хорошие сорта пшеницы, кукурузы, проса, ржи, ячменя, риса; у нас есть машины, химические заводы, которые вырабатывают удобрения. А самое главное, у нас есть люди, знающие дело земледельцев. (133 слова.)

«Юный натуралист», 1956, № 2.

* * *

В одиночку, собеседование, распоряжение, насторожиться, стремнина, происшествие, юбиляр, очарованный, понтонный мост, эпизод, гидротехнический институт, всухомятку, топчан, гидромеханизатор, труженик, благодарить, оросительный канал, обледенелый, рикошет, перелинять, по-видимому, чехольчик, кромешный, отягощенный, пряный, утомлять, коралловый, металлический, агрессивный, пропаганда, преодолевать, труднодоступный, ярмарка.

Похожие записи:

Придаточные предложения времени... 1. Суворову было 25 лет, когда он получил первый офицерский чин. Когда Суворова назначили командиром Суздальского полка, солдаты с радостью ожидали нового полковника и много рассказывали о нем друг др...
Определительные придаточные предложения... 1. Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар. 2. Каждый комсомолец отвечает за себя сам перед организацией, в которой он состоит. 3. Любимым занятием Ломоносова были естественные науки, которым...
Придаточные предложения образа и степени действия... 1. Вода лимана до того была густой, синей, что даже отсвечивала красным. (Кат.) 2. Мать остановила его вопрос движением руки и продолжала так, точно она сидела перед лицом самой справедливости. (М. Г....
Придаточные предложения условные... 1. Когда на то моя была бы власть, я, зная медведей породу, не допускал бы их до меду! (Мих.) 2. Если бы дерево было сильное, здоровое, оно живо справилось бы с жуками-короедами. (М. Ильин, Е. Сегал.)...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.