Сложносочиненное предложение

Алгоритм постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении с союзом «И» (неповторяющимся):

1. Является ли сложносочиненное предложение придаточным к одному главному предложению?

Да

Нет

Запятая перед «И» не ставится 2. Имеют ли части сложносочиненного предложения общий второстепенный член или общее придаточное?

Да

Нет

Запятая перед «И» не ставится Запятая перед союзом всегда ставится

 

Например: «Лишь изредка с внезапной звучностью плеснет бойкая рыба и прибрежный тростник зашумит, едва колеблемый набежавшей волной» (И. С. Тургенев). Запятая перед «И» не ставится, так как части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член – «Изредка» (ответ «Да» на второй вопрос). Другой пример: «Когда они вернулись, было уже светло и пели первые петухи». Запятая перед «И» не ставится, так как сложносочиненное предложение здесь в роли главного предложения.

 

Дом с мезонином

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут то же запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве.

А. Чехов «Дом с мезонином».

(152 слова)

 

Золотая роза

Замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра – молния. Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень.

Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию – замысел.

Если молния – замысел, то ливень – это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга.

Но, в отличие от слепящей молнии, первоначальный замысел зачастую бывает неясным. Лишь постепенно он зреет, завладевает умом и сердцем писателя, обдумывается и усложняется. Кристаллизация замысла, его обогащение идут непрерывно, каждый час, каждый день, всегда и повсюду, во всех случайностях, трудах, радостях и горестях нашей быстротекущей жизни.

Чтобы дать замыслу созреть, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя». Наоборот, от постоянного соприкосновения с действительностью замысел расцветает и наливается соками земли.

К. Паустовский «Золотая роза».

(170 слов)

 

Слепой

… Мы подъехали к небольшой хате на самом берегу моря. Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища (…). Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей, стихию, и я мог различить при свете ее далеко от берега два корабля. (…)

Дверь сама отворилась, и из хаты повеяло сыростью. Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика; она озарила два белых глаза. Он был слепой, совершенно слепой от природы. Он стоял передо мною неподвижно, и я начал рассматривать черты его лица. (…)

Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление. (…)

М. Лермонтов «Тамань».

(130 слов)

 

Весна

Пришла весна, прекрасная, дружная, без ожидания и обманов весны, одна из тех редких весен, которым вместе радуются растения, животные и люди. (…) Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что ездили без дороги. Потом (…) вдруг понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, (…) с вечера разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело – и открылась настоящая весна. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли.

Л. Толстой (130 слов)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.