Сочинение «Россия и русский народ в романе А. Н. Толстого «Петр I»

Сочинение «Россия и русский народ в романе А. Н. Толстого «Петр I»

Историческая тема, связанная с эпохой Петра I, стала спутником всей творческой жизни А. Н. Толстого. Первые поэтические наброски о Петре были созданы писателем еще в юности. До конца жизни писатель работал над романом «Петр I», стремясь в эпических полотнах воспроизвести трагическую и одновременно творческую эпоху.

Всем ходом романа А. Н. Толстой утверждает прогрессивную роль Петра, который поднял «неповоротливые толщи жизни стародавней Руси». Петр в своей деятельности встречает отчаянное сопротивление стрельцов, опричников, бояр и жестоко подавляет все протесты. Писатель сумел показать закономерность появления такого исторического деятеля, как Петр: «Про Петра ходили разные слухи, и многие полагали на него надежду. Россия – золотое дно – лежала под вековой тиной. Если не новый царь поднимет жизнь, так кто же? »

Феодальная Россия 17-го века представляла жалкое зрелище: отсталое сельское хозяйство, полное отсутствие мануфактур, ничтожный внутренний рынок. Это была буквально страна нищих, где уныло во славу нищеты и смирения звонила церковные колокола. А в начале 18-го века для России характерно совершенно другое: взрыв творческой энергии, предприимчивости, важнейшие преобразования во всех сферах жизни.

Петр осуществил задачи, выдвинутые самой историей. Упорные войны, завоевание Балтийского моря, многочисленные реформы – все это нужно было для национальной независимости и процветания страны. Петр предстает перед нами как творец истории, преобразователь жизни.

И композиционно Петр – центральная фигура романа, потому что с ним связаны основные сюжетные линии. Можно сказать, что в основе_романа «движение» образа Петра – постепенное превращение непослушного, порывистого мальчика, затем подростка, увлеченного своими играми, в гениального реформатора, мудрого дипломата, государственного и политического деятеля.

А. Н. Толстой наделяет своего героя живыми человеческими чувствами, бурным темпераментом, дерзкой волей, крутым нравом и «диким, жадным, встревоженным умом». Образ динамичен, Петр постоянно в процессе развития. Писатель не боится снизить величавый облик своего героя, ставя его иногда в смешные, даже нелепые ситуации. Будущий победитель в Полтавском бою бежит из Преображенского, не успев одеться, когда узнает о восстании стрелецких войск в Москве.

Автор поворачивает своего героя разными гранями, разными сторонами его характера и души. Он жесток с врагами, не прощает измен и обид, подозрителен и придирчив с боярами, но нежен, предупредителен с другом и наставником своим Лефортом. Ласковое добродушие по отношению к Меншикову сменяется у Петра неистовым гневом, когда он узнает о нечестных делах своего предприимчивого помощника.

Противоречивы взаимоотношения царя и народа в изображении А.Н. Толстого. С одной стороны, именно при Петре человек низкого звания мог, благодаря уму, настойчивости, самоотверженности, занять видное положение в обществе. А с другой стороны – имено при Петре ужесточились поборы и оброки. При нем, царе-крепостнике, неимущих засекали батогами, крепостных против воли забирали на верфи строить корабли будущего русского флота. Страшнее всего были уральские рудники, где людей приковывали к литейным печам цепями.

Народное возмущение было неизбежным и принимало самые трагические формы. Характерно, что сваи будущей столицы вбивает кувалдой беглый крестьянин, каторжник по прозвищу Федька Умойся Грязью. Так подчеркивается связь между мучительным терпением, могучей силой народа и буйной энергией царя Петра.

А. Н. Толстому удалось создать панорамную картину России в один из интереснейших периодов ее развития. Действие свободно переносится то в боярскую усадьбу, то в Грановитую палату, то в крестьянскую избу или чинную немецкую слободу. Автор тщательно описывает подробности жизни и быта того времени, причем подробности, например, в описании костюмов – это не самоцель, а средство создания определенного образа, часто связанного с реальным историческим лицом. Так, неуклюжая одежда «золотошубных» бояр подчеркивает косность боярской среды в целом, а голландский костюм самого Петра или французский князя Голицына конкретизируют фигуры этих исторических деятелей.

А. Н. Толстой употребляет архаизмы и историзмы, у него различаются язык книжный, язык господский и язык народный, и все это также служит для создания исторического колорита эпохи.

Перечитывая роман А. Н. Толстого, мы не можем не задумываться над тем, верную ли историческую картину нарисовал автор, потому что последние годы стала популярной иная точка зрения как на личность самого Петра, так и на характер его реформ. Сегодня многие авторы – и историки и публицисты – видят в Петре и его реформах истоки бездуховности, потому что именно во времена Петра I произошел надлом в религиозном сознании русских людей.

Очевидно, истина и здесь «никоим крайностям не причастна». Конечно, было бы хорошо, чтобы победоносные войны, создание флота, прогрессивные реформы не сопровождались уменьшением влияния православной церкви, только вряд ли это в порядке вещей. И сам Петр, и его эпоха привлекли А. Н. Толстого в связи с драматическими противоречиями, которые так характерны для русской истории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.