Сочинение «М. А. Булгаков и современность»

Сочинение «М. А. Булгаков и современность»

М. А. Булгаков – писатель необыкновенной, даже драматичной судьбы. Медик по образованию, выходец из семьи религиозного философа, он рано понял, что его подлинное призвание – это литература и театр. Оказавшись в отдаленном районе Киевской губернии в качестве земского врача, он пишет свои первые рассказы под впечатлением врачебной практики. В рассказах цикла «Записки юного врача» речь идет о первых шагах практикующего медика, о неизбежных трудностях и о том, что знания и честность всегда помогут выполнить долг.

Одним из первых в русской литературе М. А. Булгаков написал о «чуме двадцатого века» – о наркомании. Герой рассказа «Морфий» сам врач, переживший любовную драму. Чтобы забыться, он стал принимать морфий. Писатель с болью рисует профессиональную и человеческую деградацию своего героя, который в конце концов кончает жизнь самоубийством.

В начале двадцатых годов М. А. Булгаков приезжает в Москву с твердой уверенностью, что здесь состоится его писательская судьба. Он начинает работать репортером, пишет зарисовки о Москве, о ВДНХ, и уже тогда, в этот самый ранний период творчества, формируется его скептическое, даже саркастическое, отношение к новой советской действительности.

В середине 20-х годов появляются два программных сатирических произведения М. А. Булгакова, которые как нельзя более актуальны и сегодня. Это повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце», первая из которых была опубликована, но сразу и запрещена, а вторая увидела свет только в конце 80-х годов.

Профессор Персиков из повести «Роковые яйца» сфокусировал удивительный красный луч, под воздействием которого все жизненные процессы в организме проходят в несколько раз быстрее. Эксперименты еще не были завершены, но к профессору уже пришел представитель власти по фамилии Рокк с предписанием изъять аппарат для нужд народного хозяйства.

Рокк, музыкант по образованию, в течение жизни выполнял настолько далекие друг от друга и от профессии поручения партии (орошение засушливых земель, борьба с басмачеством и, наконец, восстановление поголовья кур), что это не может не производить на читателя комического впечатления, Действительно, в течение всех семидесяти лет советской власти партия посылала своих людей на различные участки, руководствуясь не профессиональными качествами, а исключительно преданностью партийному делу, так что сатира М. А. Булгакова, прозвучавшая в середине 20-х годов, была актуальна многие десятилетия.

Под руководством дилетанта Рокка могло родиться только полчище змей, которое и двинулось на столицу. Спасет страну от большевизма, который представляется писателю нашествием гадов, разве что чудо вроде августовского мороза…

В повести «Собачье сердце» другой профессор – Преображенский, желая установить функции гипофиза в организме, произвел гениальную операцию. Дворняжке Шарику был пересажен гипофиз погибшего в пьяной драке Клима Чугункина. Существо, порожденное в результате этой операции и взявшее «родовую» фамилию Шариков, очень быстро получает от новой власти все необходимое: жилплощадь в прекрасной квартире, работу с хорошим жалованьем. М. А. Булгаков увидел, что результатами революции прежде всего воспользовались люди ничтожные в интеллектуальном и моральном отношениях.

«К власти на долгие годы пришли шариковы» — вот булгаковская оценка революционных перемен. И с тех пор, как в конце 80-х годов увидела свет эта повесть, а затем был снят фильм, имя Шарикова стало нарицательным для обозначения партийной номенклатуры, которая в массе своей ни по интеллекту, ни по нравственным качествам не отличалась от булгаковского персонажа.

Главное дело всей жизни писателя – это, конечно, его гениальный роман «Мастер и Маргарита». Он не мог появиться в печати при жизни автора, но сбылись бессмертные слова о том, что «рукописи не горят». Благодаря усилиям многих людей, текст романа был восстановлен и напечатан, а совсем недавно вышло в свет и полное собрание сочинений писателя.

«Мастер и Маргарита» – произведение многоплановое, касающееся многих сторон как общественной, так и внутренней жизни человека. Но, наверное, важнее всего для нашего современника тот высокий нравственный ориентир, который связан с обликом Иешуа Га-Ноцри. Только теперь наше общество признало, что атеизм – вовсе не истина в последней инстанции. Недаром многие гениальные люди, в том числе и ученые-естественники были глубоко верующими. Самоуверенность атеиста высмеивается М. А. Булгаковым как тупое чувство. Человек, который не просто смертен, но слишком часто «внезапно смертен», не хозяин своей судьбы, и логичнее предположить высшие силы, управляющие мирозданием.

По свидетельству жены писателя, последними словами умирающего Булгакова были такие: «Чтобы знали…» Он имел в виду рукопись «Мастер и Маргарита». Сегодня книги М. А. Булгакова пришли в каждый дом. Они нужны людям как талантливое свидетельство Мастера о своей эпохе, как напутствие в жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.