Сочинение «Идейно-художественное своеобразие творчества А. И. Куприна»

Сочинение «Идейно-художественное своеобразие творчества А. И. Куприна»

А.И. Куприна часто называют продолжателем чеховских традиций в русской литературе, потому что он тоже предпочитал короткие рассказы, хотя, конечно, – писал также повести и романы. Герои рассказов А. И. Куприна, как и у А. П. Чехова, это чаще всего выходцы из средних, даже низших слоев русского общества. Это рыбаки, портовые грузчики, разнорабочие, мелкие торговцы, актеры, конторские и типографские служащие, а иногда – нищие бродяги.

Для творческой манеры писателя характерно внимание к личности самого обычного человека, причем А. И. Куприн умеет увидеть достоинства и высокий моральный дух у людей, стоящих на самой нижней ступени общественной иерархии. В этом отношении очень характерен широко известный детский рассказ Куприна «Белый пудель».

Бродячий шарманщик Макар Лодыжкин, мальчик Сережа и пес по кличке Арто идут из поселка в поселок по Черноморскому побережью и зарабатывают свой хлеб нехитрыми акробатическими номерами. Вечером они располагаются для ужина и ночлега где-нибудь под деревом. А. И. Куприн так описывает их вечернюю трапезу: старик делил краюху хлеба на три неравные части и самую большую отдавал Сергею, среднюю – собаке, а себе брал самую маленькую.

Когда по требованию капризного мальчишки старику предлагают продать собаку и дают за нее

огромные деньги, он с достоинством отвечает: «Это, никак невозможно, чтобы продать». Нищий бродяга пытается объяснить образованным, знатным людям, что не все продается, что покупается, что ни за какие деньги нельзя продать друга или брата. Беспаспортный старик в нравственном отношении оказывается неизмеримо выше тех, от кого ему приходится ждать копеечного подаяния.

Сам А. И. Куприн, прежде чем выйти в отставку и заняться только литературным трудом, несколько лет прослужил младшим офицером в армейском пехотном полку. И эти его впечатления нашли отражение в повести «Поединок». Повесть появилась сразу после русско-японской войны, принесшей России позорное поражение. Теперь перед читателями открылись страшные картины деградации русской армии. А. И. Куприн не брался судить о гвардейских офицерах, но жизнь пехотного полка была ему известна до мелочей. Сословное разделение общества доведено здесь до предела, унижение нижестоящего в армейской иерархии – самое обычное дело. Генерал грубо и пренебрежительно обращался с командиром полка, командир, в свою очередь, бесцеремонно понукал офицеров, а те срывали на солдатах всю свою злобу мелких неудачников. И когда сегодня говорят о каком-то особом благородстве офицеров старой русской армии по сравнению с пришедшими им на смену красными командирами, в это верится с трудом, потому что в памяти живы картины армейской жизни из повести А. И. Куприна «Поединок».

Почти все офицеры в «Поединке» – это трусливые карьеристы, невежды, ничтожные пьяницы. Они начисто оторваны от других людей, потому что их сознательно превратили в особую касту, которой свойственно представление о собственной исключительности, спесь и пренебрежение к штатским.

Главный герой повести подпоручик Ромашов – это в какой-то мере двойник самого автора, потому что ему Куприн доверил свои самые сокровенные мысли и чувства. Ему отвратительны всеобщая озлобленность, грубая брань и рукоприкладство офицеров, ему хочется иной жизни и более справедливых отношений между людьми. Он один смог посочувствовать самому забитому, презираемому всеми солдату Хлебникову, но он не в силах предотвратить трагический конец. При всех добрых свойствах своей натуры, Ромашов слишком слаб, и это в нем очень точно угадала Шурочка.

Рисуя взаимоотношения главных героев, А. И. Куприн проявляет себя тонким психологом, подлинным знатоком человеческой души. В Шурочке странным образом переплелись положительные и отрицательные свойства: она умна, интеллигентна, в ней много жизненных сил, ей хочется добиться успеха, но в своем стремлении к этому она переходит дозволенную грань и становится эгоистичной, даже жестокой. Финальная сцена рисует объяснение героев и их недолгое счастье. Последнее впечатление Ромашова в жизни – это запах духов любимой женщины…

А сам поединок вовсе не описан в повести. Вместо этого есть только официальный рапорт о дуэли поручика Николаева и подпоручика Ромашова. Из этого документа читатель и узнает о том, что Ромашов был ранен первым выстрелом и умер через семь минут после ранения…

У Куприна есть заветная тема – тема любви, и самый томительный рассказ о любви в русской литературе – это, конечно, «Гранатовый браслет». Константин Паустовский вспоминал, что сам Куприн плакал над собственным рассказом. Это свидетельствует об огромной жизненности того, что вышло из-под пера писателя.

Любовь – это великий дар, который Бог посылает человеку; и этим неожиданным подарком может быть отмечен самый заурядный человек. В рассказе «Гранатовый браслет» такая любовь пришла к маленькому чиновнику, который целыми днями гнет спину за канцелярским столом. Любовь Желткова безнадежна, безответна. Но и такая любовь – счастье, которое поднимает человека над обыденностью. Рефрен «Да святится имя твое» изумительно передает благоговейное чувство истинной любви.

Перечитывая страницы прозы А. И. Куприна, мы и сегодня благодарны писателю за глубокую человечность, за его редкий дар психолога, за его редкое по красоте художественное слово.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.