Сочинение «Идейно-художественное своеобразие творчества А. И. Куприна»

Сочинение «Идейно-художественное своеобразие творчества А. И. Куприна»

А.И. Куприна часто называют продолжателем чеховских традиций в русской литературе, потому что он тоже предпочитал короткие рассказы, хотя, конечно, – писал также повести и романы. Герои рассказов А. И. Куприна, как и у А. П. Чехова, это чаще всего выходцы из средних, даже низших слоев русского общества. Это рыбаки, портовые грузчики, разнорабочие, мелкие торговцы, актеры, конторские и типографские служащие, а иногда – нищие бродяги.

Для творческой манеры писателя характерно внимание к личности самого обычного человека, причем А. И. Куприн умеет увидеть достоинства и высокий моральный дух у людей, стоящих на самой нижней ступени общественной иерархии. В этом отношении очень характерен широко известный детский рассказ Куприна «Белый пудель».

Бродячий шарманщик Макар Лодыжкин, мальчик Сережа и пес по кличке Арто идут из поселка в поселок по Черноморскому побережью и зарабатывают свой хлеб нехитрыми акробатическими номерами. Вечером они располагаются для ужина и ночлега где-нибудь под деревом. А. И. Куприн так описывает их вечернюю трапезу: старик делил краюху хлеба на три неравные части и самую большую отдавал Сергею, среднюю – собаке, а себе брал самую маленькую.

Когда по требованию капризного мальчишки старику предлагают продать собаку и дают за нее

огромные деньги, он с достоинством отвечает: «Это, никак невозможно, чтобы продать». Нищий бродяга пытается объяснить образованным, знатным людям, что не все продается, что покупается, что ни за какие деньги нельзя продать друга или брата. Беспаспортный старик в нравственном отношении оказывается неизмеримо выше тех, от кого ему приходится ждать копеечного подаяния.

Сам А. И. Куприн, прежде чем выйти в отставку и заняться только литературным трудом, несколько лет прослужил младшим офицером в армейском пехотном полку. И эти его впечатления нашли отражение в повести «Поединок». Повесть появилась сразу после русско-японской войны, принесшей России позорное поражение. Теперь перед читателями открылись страшные картины деградации русской армии. А. И. Куприн не брался судить о гвардейских офицерах, но жизнь пехотного полка была ему известна до мелочей. Сословное разделение общества доведено здесь до предела, унижение нижестоящего в армейской иерархии – самое обычное дело. Генерал грубо и пренебрежительно обращался с командиром полка, командир, в свою очередь, бесцеремонно понукал офицеров, а те срывали на солдатах всю свою злобу мелких неудачников. И когда сегодня говорят о каком-то особом благородстве офицеров старой русской армии по сравнению с пришедшими им на смену красными командирами, в это верится с трудом, потому что в памяти живы картины армейской жизни из повести А. И. Куприна «Поединок».

Почти все офицеры в «Поединке» – это трусливые карьеристы, невежды, ничтожные пьяницы. Они начисто оторваны от других людей, потому что их сознательно превратили в особую касту, которой свойственно представление о собственной исключительности, спесь и пренебрежение к штатским.

Главный герой повести подпоручик Ромашов – это в какой-то мере двойник самого автора, потому что ему Куприн доверил свои самые сокровенные мысли и чувства. Ему отвратительны всеобщая озлобленность, грубая брань и рукоприкладство офицеров, ему хочется иной жизни и более справедливых отношений между людьми. Он один смог посочувствовать самому забитому, презираемому всеми солдату Хлебникову, но он не в силах предотвратить трагический конец. При всех добрых свойствах своей натуры, Ромашов слишком слаб, и это в нем очень точно угадала Шурочка.

Рисуя взаимоотношения главных героев, А. И. Куприн проявляет себя тонким психологом, подлинным знатоком человеческой души. В Шурочке странным образом переплелись положительные и отрицательные свойства: она умна, интеллигентна, в ней много жизненных сил, ей хочется добиться успеха, но в своем стремлении к этому она переходит дозволенную грань и становится эгоистичной, даже жестокой. Финальная сцена рисует объяснение героев и их недолгое счастье. Последнее впечатление Ромашова в жизни – это запах духов любимой женщины…

А сам поединок вовсе не описан в повести. Вместо этого есть только официальный рапорт о дуэли поручика Николаева и подпоручика Ромашова. Из этого документа читатель и узнает о том, что Ромашов был ранен первым выстрелом и умер через семь минут после ранения…

У Куприна есть заветная тема – тема любви, и самый томительный рассказ о любви в русской литературе – это, конечно, «Гранатовый браслет». Константин Паустовский вспоминал, что сам Куприн плакал над собственным рассказом. Это свидетельствует об огромной жизненности того, что вышло из-под пера писателя.

Любовь – это великий дар, который Бог посылает человеку; и этим неожиданным подарком может быть отмечен самый заурядный человек. В рассказе «Гранатовый браслет» такая любовь пришла к маленькому чиновнику, который целыми днями гнет спину за канцелярским столом. Любовь Желткова безнадежна, безответна. Но и такая любовь – счастье, которое поднимает человека над обыденностью. Рефрен «Да святится имя твое» изумительно передает благоговейное чувство истинной любви.

Перечитывая страницы прозы А. И. Куприна, мы и сегодня благодарны писателю за глубокую человечность, за его редкий дар психолога, за его редкое по красоте художественное слово.

Похожие записи:

Сочинение «Образы ночлежников в пьесе А. М. Горько... Пьеса «На дне» – итог двадцатилетних наблюдений А. М. Горького над миром «бывших людей». Самому писателю было всего десять лет, когда ему пришлось отправиться «в люди». Он наблюдал жизнь самого «дна» ...
Сочинение «Интимная лирика В. В. Маяковского»... С именем Владимира Маяковского прежде всего связано представление о пролетарском поэте, воспевшем революцию и отдавшем «всю свою звонкую силу поэта» борьбе «атакующего класса». Сам Маяковский объяснял...
Сочинение «Россия и русский народ в романе А. Н. Т... Историческая тема, связанная с эпохой Петра I, стала спутником всей творческой жизни А. Н. Толстого. Первые поэтические наброски о Петре были созданы писателем еще в юности. До конца жизни писатель ра...
Сочинение «Судьбы казачества в романе М. Шолохова ... Роман «Тихий Дон» – главное произведение М. Шолохова, заслуженно принесшее писателю мировую славу. В основном за это произведение он был удостоен Нобелевской премии. С годами значимость этой вещи ниск...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.