Повторение имени существительного

Повторение имени существительного

ЗИМОЙ

Пушистый снежок белым ковром покрыл крыши зданий, дороги, поля. Блестящим льдом затянулись реки, пруды и озера. Солнце светит редко. Воробьи беспокойно перелетают на дереве с веточки на веточку. Тепло одетые, идут в училище мальчики и девочки.

После занятий дети обедают, учат уроки и выходят на каток. С веселым криком летят они на лыжах и саночках с высокой горки в овражек. Их щеки раскраснелись. Темнеет, но дети не уходят домой. Веселые детские голоса еще долго звенят на улице.

Кончился короткий зимний день. Сереже, Любе и Кате надо скорее идти домой. Они обещали матери помочь ей в работе по уборке помещения. Их беспокоит еще мысль о повторении уроков.

* * *

ПРОВОДЫ УЧИТЕЛЬНИЦЫ

Июнь. Солнышко уже садилось. Учащиеся ремесленного училища — слесари-сборщики и водопроводчики — провожали на станцию учительницу Марию Петровну. Она ехала на Кавказ отдыхать. Ребята окружили свою учительницу, расспрашивали ее о предстоящей поездке и просили написать письмецо с дороги. Марии Петровне понравилась эта просьба, и она обещала с радостью ее выполнить.

За поворотом раздался гудок паровоза, и к железнодорожной станции стал приближаться поезд. С большим волнением учащиеся расставались с учительницей. На прощание она сказала им: «Дети, чаще пишите письма».

Поезд отошел от станции. Ученики отправились домой. Стало темнеть. Блеснула молния, и послышались далекие раскаты грома. Сплошная масса черных туч затянула небо. Упала одна капля, другая. Удары грома раздавались беспрерывно. Пошел сильный дождь. Все спрятались в ближайшем здании. (110 слов.)

* * *

Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь двор. Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлей. Стекла трещали, сыпались, пылающие бревна стали падать (…).

Бабы с криком спешили спасти свою рухлядь, ребятишки прыгали, любуясь на пожар. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись (…). Новое явление привлекло его (Архипа) внимание. Кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть. Бедное животное жалким мяуканьем призывало на помощь (…).

Кузнец поставил лестницу на загоревшуюся кровлю и полез за кошкою. Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз.

Пожар свирепствовал еще несколько времени. Наконец унял груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи. (112 слов.)

По А. Пушкину.

* * *

1. Спит земля в сиянье голубом. (Л.) 2. Безмолвие царит в окрестностях. 3. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. (Тютч.) 4. Луч заходящего солнца осветил прибрежный камыш. 5. Много песен слыхал я в родной стороне. (Из нар. песни.) 6. Долины сохнут и пестреют; стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей. (П.) На темной лазури неба появилась первая звездочка. 7. Боец был занят мыслью об оказании помощи своему товарищу. 8. Помощь товарищу была оказана всем отрядом. 9. Скала была обвита густым плющом. 10. Из-за туч луна катится. 11. Простой цветочек дикий нечаянно попал в один пучок с гвоздикой. (Кр ) 12. Неизвестность о судьбе Марии Ивановны больше всего меня мучила. (П.) 13. Из ущелий шли испарения. 14. У нас уже не было сомнения, что мы шли верным путем. 15. Крестьяне объединились в артели, создали мощные колхозы. (107 слов.)

* * *

а) 1. В седьмом ремесленном училище готовят слесарей-сборщиков, электросварщиков и водопроводчиков. Это училище соревнуется с пятым ремесленным училищем, в котором готовят резчиков по камню. Пятое училище находится на соседней улице в трехэтажном здании под железной крышей. 2. Оба училища с честью выполнили свои обязательства. 3. Вопрос о первенстве училищ в социалистическом соревновании установит специальная комиссия.

б) 1. Подъехал Федор ко второй цепи и тут увидел Чапаева. С ним шел командир полка. Федор понял: речь шла о связи. 2. За артиллерией с окраинных мельниц резнули пулеметы. (Фурм.)

в) 1. Приезжий купил себе новый плащ и пальто. 2. После занятий в школе ребята любили поиграть в мяч. 3. Мартеновская печь служит для выплавки стали. 4. После дождя на дороге появилось много луж. 5. Больному была оказана медицинская помощь. (112 слов.)

* * *

ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА Т. Г. ШЕВЧЕНКО.

Переехали мы в Канев. Канев — тихий городок над Днепром. Здесь на днепровских кручах похоронен Тарас Шевченко. Мы с Олегом были на празднике, когда народ со всех концов страны съехался к Днепру на открытие памятника Тарасу Шевченко.

Олег в этот день проснулся очень рано и побежал к пристани куда должен был прийти из Киева пароход с гостями и членами украинского правительства. Немного погодя и мы пошли туда же с мужем.

Могила Тараса Шевченко находится на высоком берегу Днепра. Около могилы разросся фруктовый сад — весной здесь все как в снегу от цветения яблонь, груш, вишен, слив.

Памятник открыл Никита Сергеевич Хрущев. Вот он потянул за шнур, огромное полотнище опустилось, и под аплодисменты и звуки оркестра перед народом появился вылитый из бронзы великий Шевченко. (121 слово.)

По Е. Кошевой.

* * *

НАХОДКА ГЕРАСИМА

Он (Герасим) шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, который никак не мог вылезть из воды и дрожал всем телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой (…) и пустился большими шагами домой. Он (…) уложил спасенного щенка на кровати, сбегал, сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока (…). Бедной собачонке было всего недели три. Она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и пригнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью. Всю ночь Герасим возился с нею и заснул сам возле нее. (118 слов.)

По Тургеневу.

* * *

1. По берегам узкой реки росли густой камыш и тростник. За речкой простирался большой сосновый лес. 2. На лесной поляне возвышался шалаш. Мальчики шли по узкой дорожке между высоких сосен. 3. У Коли и Вани были гербарии для сбора растений, а у Васи был сачок для ловли бабочек. 4. Юные натуралисты не забывали о просьбе и поручении учителя естествознания пополнить кабинет новыми наглядными пособиями. 5. Домой школьники возвращались поездом мимо пригородных дач и зеленых рощ. Чувствовали себя все прекрасно, многие успели искупаться в речке, погреться на солнышке и загореть. (84 слова.)

* * *

Антону не, хватало суток — спал не больше пяти часов. Из цеха, наскоро искупавшись, бежал в школу, и там проходили часы в усилии памяти, воли и духа. В свободное от учебы и работы время он выполнял комсомольские поручения, размышлял об организации труда в бригаде, готовил уроки.

Антон читал книги, читал с жадностью — в постели перед сном, в трамвае, в красном уголке цеха во время обеденного перерыва и даже на улице, на ходу. И чем больше он читал, тем отчетливее понимал, что труд — основа жизни, в нем все его успехи и неудачи, невзгоды и радости.

Порой его клонила свинцовая усталость. В такие моменты Антон шел за поддержкой (…) к Фоме Прохоровичу Полутенину. Фома Прохорович для внуков был добрым дедушкой. У него от младшего сына осталась маленькая девочка Оленька. (125 слов.)

По А. Андрееву.

* * *

В ЗВЕРИНЦЕ

В клетках за железными решетками находятся звери, птицы, змеи, черепахи, ящерицы.

Пленники тяжело дремлют в своих клетках и в мерцании осеннего вечера кажутся беспорядочным нагромождением вещей.

На жердочках нахохлились желтые краснохвостые попугаи. В своем маленьком помещении тесной кучей сбились обезьяны. Некоторые нежно обвили друг дружку за шею; одна из них положила голову с печальным лицом на колени соседки.

В клетке тихо спит огромный лев. Рядом с ним свернулась в клубочек, точно кошечка, такая же большая львица.

И снится льву, будто он находится в пустыне Африки. Над пустыней всплыл громадный диск месяца. Он, властелин пустыни, выходит из зарослей, всей своей могучей грудью вдыхает свежий воздух и потрясает его могучим ревом. (108 слов.)

* * *

НА СТРОЙКЕ УЗКОКОЛЕЙКИ

Федор осмотрел косогор, съездил с Токаревым и Патошкиным в санях к лесоразработке и вернулся обратно. На косогоре рыли землю все с тем же упорством. Федор смотрел на мелькание лопат, на согнутые в напряженном усилии спины и тихо сказал: «Вот где сталь закаляется».

Глаза Жухрая с восхищением и любовной гордостью смотрели на землекопов. А сейчас они охвачены единым стремлением довести стальные жилы рельсов до заветных дровяных богатств (…).

В бараке после короткой речи Акима заговорил Жухрай. В товарищеской беседе незаметно прошел час. Федор говорил строителям о невозможности ломать срок окончания постройки, назначенный на первое января (…).

С отъездом Жухрая на стройке развернулась упорная борьба за первенство. (101 слово.)

По Н. Островскому.

Похожие записи:

Правописание падежных окончаний существительных 2-... 1. Посмотрел на своих товарищей, сидящих рядком на узком гребне, оглядел и себя. (Усп.) 2. Из-под края облачной завесы (...) был виден залитый солнцем лес. (Усп.) 3. Бабка набрала в подол огурцов и со...
Правописание падежных окончаний существительных 2-... 1. Стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей. (П.) 2. Солнце уже поднялось и в безветрии хорошо пригревало. (Никул.) 3. Дед Щукарь с восторгом принял назначение его в постоянные кучера при правл...
Правописание падежных окончаний имен существительн... 1. Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой. (Исак.) 2. И много есть еще не спетых песен, и много есть неназванных имен. (Исак.) 3. Какие запасы были там варений, солений! (Гог.) 4. Птицы с...
Правописание падежных окончаний существительных 1-... 1. Вейся, песня, серебряной птицей, обгоняй в небесах самолет! (Л.-К.) 2. Красной Армии навстречу вся деревня поднялась. (Л.-К.) 3. С Шурой Зое разрешалось играть у самого дома, в палисаднике. (Косм.)...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.